Индивидуальная коррекционная работа (ИКР) является важным инструментом в работе педагогов-психологов, дефектологов и других специалистов, занимающихся коррекцией различных отклонений в развитии детей․ ИКР представляет собой план индивидуальной работы с ребенком, который разрабатывается на основе комплексного психолого-педагогического обследования и направлен на устранение или компенсацию выявленных отклонений․
Структура ИКР обычно включает следующие разделы⁚
1․ Титульный лист
- Наименование образовательного учреждения
- ФИО и должность специалиста, составившего ИКР
- ФИО и дата рождения ребенка
- Дата составления ИКР
2․ Психолого-педагогическое обследование
- Анализ анамнестических данных
- Результаты диагностики познавательной, эмоционально-волевой, речевой и других сфер развития
3․ Диагностическое заключение
- Описание выявленных отклонений в развитии
- Установление диагноза (если таковой имеется)
4․ Цели и задачи коррекционной работы
- Формулировка основных целей и задач, которые необходимо достичь в ходе коррекционной работы
5․ Содержание коррекционной работы
- План коррекционных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию выявленных отклонений
- Описание методов и методик коррекционной работы, которые будут использоваться
- Периодичность и продолжительность коррекционных занятий
6․ Ожидаемые результаты
- Описание предполагаемых результатов коррекционной работы
- Критерии оценки эффективности коррекционной работы
7․ Участники коррекционного процесса
- Перечень специалистов, которые будут участвовать в коррекционной работе (педагог-психолог, дефектолог, логопед и др․)
- Роль и ответственность каждого участника
8․ Рекомендации
- Рекомендации для родителей и других лиц, взаимодействующих с ребенком, по организации условий для эффективного проведения коррекционной работы
Образец заполнения отдельных разделов ИКР⁚
Титульный лист⁚
Индивидуальная коррекционная работа
Образовательное учреждение⁚ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Специалист⁚ педагог-психолог Иванова И․И․
Ребенок⁚ Петров Петр, 01․01․2010 г․р․
Дата составления⁚ 01․09․2023
Диагностическое заключение⁚
По результатам проведенного психолого-педагогического обследования установлены следующие отклонения в развитии⁚
- Дефицит внимания и гиперактивность
- Задержка речевого развития
- Трудности в обучении грамоте
Диагноз⁚ Комбинированное специфическое расстройство развития с преобладанием дислексии
Цели и задачи коррекционной работы⁚
Цели⁚
- Компенсация дефицита внимания и гиперактивности
- Развитие речевых навыков
- Формирование навыков грамотного письма
Задачи⁚
- Развитие произвольного внимания и контроля над поведением
- Расширение словарного запаса и грамматических навыков
- Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
Содержание коррекционной работы⁚
1․ Коррекция дефицита внимания и гиперактивности⁚
- Психогимнастические упражнения
- Игры с правилами
- Кинезиологические упражнения
2․ Развитие речевых навыков⁚
- Упражнения на развитие фонематического восприятия
- Артикуляционная гимнастика
- Рассказывание и пересказы
- Составление рассказов по картинкам
3․ Формирование навыков грамотного письма⁚
- Упражнения на дифференциацию звуков и букв
- Звуко-буквенный анализ и синтез
- Письмо под диктовку
Ожидаемые результаты⁚
В результате коррекционной работы ожидается достижение следующих результатов⁚
- Улучшение произвольного внимания и контроля над поведением
- Расширение словарного запаса и грамматических навыков
- Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
- Улучшение навыков грамотного письма
ИКР является важным документом, который позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу с ребенком․ Правильное заполнение ИКР обеспечивает эффективное достижение поставленных целей и задач, а также отслеживание динамики развития ребенка․